Новая кадровая политика в Министерстве инфраструктуры: покрывать коррупционные и контрабандные схемы

На прошлой неделе министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий уволил руководителей трех морских портов – Одесского, Черноморского и Белгород-Днестровского. В Министерстве отметили, что это первые, но не последние увольнения руководителей портов.

По мнению нового министра, государство не является эффективным собственником, в связи с этим надежды возлагаются на концессионные проекты. При этом, Криклий отметил, что это не значит, что не будет реакции на действия менеджмента портов, которые вызывают убытки государственных предприятий.

Он привел в качестве примера уволенного директора Одесского морпорта, который вошел в топ-10 рейтинга руководителей государственных компаний с самой высокой заработной платой, когда финансовое состояние предприятия вызывает вопрос.

Примечательно, что у министра не вызвала нареканий деятельность Одесского филиала Администрации морских портов Украины под руководством Игоря Ткачука. А ведь именно благодаря этому влиятельному представителю «винницкой команды почтовиков» в Одессе была внедрена так называемая «буксирная схема», в итоге приведшая порт к убыткам.

Пока же министр собирается отдавать порты в концессии и не останавливает существующие схемы, выкачивающие из государственных предприятий миллионы и миллиарды доходов. Кадры, выстроившие такие схемы, его устраивают.

Тем временем, еще один представитель команды «почтовиков» доводит до банкротства единственное, оставшееся в Украине, пароходство на Дунае, наладив там не только коррупционные, но и контрабандные схемы.

Нынешний председатель правления Украинского Дунайского пароходства Дмитрий Чалый в марте 2018 года был назначен на должность бывшим министром инфраструктуры Владимиром Омеляном с нарушением действующего законодательства, без проведения. Как тогда заявлял Омелян, при назначении он руководствовался исключительно политическими соображениями. Впрочем, какими именно «политическими» соображениями руководствовался Омелян, показали дальнейшие действия Дмитрия Чалого и пришедшей с ним команды.

В первую очередь, пароходство под управлением Чалого начало избавляться от социальных объектов. Также новая команда менеджеров УДП предусмотрела в финансовом плане пароходства на 2018 год значительное списание и реализацию неэксплуатируемого имущества.

Одновременно, на Килийском судостроительно-судоремонтном заводе (КССРЗ), входящем в структуру УДП, были прекращены работы по строительству сухогрузных барж методом стыковки 3-х суден – ведь тогда ничего не останется на списание.

Пиком реализации активов стала попытка продать теплоход «Николай Савицкий» по заниженной стоимости в $122 тысяч при рыночной стоимости $700 тыс. (по другим оценкам – $382 тысяч). 7 декабря 2018 года при получении взятки в $100 тыс. были пойманы Марк Кривопальцев, «правая рука» и официальный советник председателя правления УДП Дмитрия Чалого по коммерческим и внешнеэкономическим вопросам, а также представитель 1-й Украинской межрегиональной биржи, который должен был организовать продажу теплохода без аукциона.

Несмотря на вмешательство правоохранителей, судно все-таки продали – по цене, вдвое меньшей чем, стоимость металлолома. Поэтому остается уповать на военную прокуратуру, начавшую расследование.

Но одними только продажами судов команда Чалого не ограничилась. В ноябре пароходство попадает в громкий «контрабандный» скандал, в котором фигурирует рекордная партия контрабандных сигарет. 19 ноября 2018 года в Черном море потерпел крушение караван с грузом контрабандных сигарет. В состав каравана входила баржа (лихтер) UDP-DM-2309-УДП, принадлежащая Украинскому Дунайскому пароходству. Во время шторма лихтер сел брюхом на песчаный пляж в районе Одессы. Пограничники нашли на его борту 10 тысяч коробов, в каждом из которых по 500 пачек сигарет. Всего, таким образом, в трюме судна находилось 5 миллионов пачек.

После этого, заместитель министр инфраструктуры Юрий Лавренюк поспешил оправдаться – мол, баржу еще 18.06.2018 передали фрахтовщику ООО «Нота Шиппинг» из Николаева. А государственное предприятие не несет никакой ответственности за груз, который перевозят фрахтовщики, главное – сохранение целостности государственного имущества, поддержание его в рабочем состоянии своевременная оплата.

Заступничество Лавренюка выглядело слишком показным и слишком поспешным. Поговаривают, что Юрий Лавренюк не просто так заступился за руководство Дунайского пароходства. По слухам, в интересах структур, близких к замминистру, тут готовилась продажа 3-х буксиров – за 7,5 млн. грн., что значительно ниже рыночной цены.

Имея в качестве покровителя Юрия Лавренюка, реализация контрабандных схем продолжилась и в итоге УДП оказалось втянутым в международный скандал.

17 апреля 2019 года в порту венгерского города Мохач за ввоз в Евросоюз контрабанды подакцизных товаров (алкоголя и сигарет) был задержан и после этого выдворен с территории Евросоюза пассажирский теплоход «Днепр». А на следующий день полиция Вены провела обыск с целью поиска контрабандных товаров на другом пассажирском теплоходе пароходства – судне «Молдавия». Это едва не поставило под угрозу срыва всю пассажирскую навигацию на Дунае 2019 года и работу пассажирских судов пароходства на европейских круизных линиях.

Одновременно с реализацией имущества по заниженной цене и контрабандой на судах, команда Чалого начала банально выкачивать средства из пароходства – себе на зарплаты и на закупку услуг у «нужных предприятий». За год пароходство из прибыльного предприятия превратилось в убыточное: в 2018 году при рекордной перевозке грузов и удачной навигации пассажирских суден пароходство получило рекордные долги, в том числе по заработной плате. Для сравнения: навигация 2017 года, когда было задействовано 3 пассажирских судна, дала 500 тысяч евро прибыли, в навигация 2018 года уже на 4-х пассажирских суднах – 20 миллионов гривен убытка.

Началась задержка зарплата на предприятии, которое год назад было высокоприбыльным. Моряки собирались перекрывать Дунай, но им пообещали независимую проверку действий руководства.

Но …проверка еще идет – под руководством покровителя коррупционных и контрабандных схем замминстра инфраструктуры Юрия Лавренюка. В ее объективности сомневаются и общественность, и моряки. Журналисты уже устали выявлять все схемы команды Чалого.

А между тем, Чалый пошел в атаку, заказав информационный вброс, который слишком далек от истины. За то содержит слова и фамилии, которые должны заставить нового министра инфраструктуры Владислава Криклия оставить нынешнее руководство УДП в покое – чтобы «допилить» то, что «не допилено».

Вот только один вопрос – а что ж потом будут отдавать в концессию? Металлолом, который только в металлолом и пойдет?

Чалый готовится стать гробовщиком Дунайского пароходства, как это произошло с другими украинскими пароходства. Знает ли об этом министр? Или знает, но молчит и ждет своего куска? И вполне возможно, не только он.

По данным СМИ, Криклий является ставленником министра МВД Арсена Авакова. Криклий – выходец из МВД, но отрицает влияние Арсена Авакова на свой карьерный взлет. Он попал в структуру министерства в 2014 году как советник главы МВД. Позже занимался реформой МРЭО, откуда попал в парламент с 13 места в списке партии «Слуга народа». Криклий был основным претендентом на должность главы транспортного комитета Верховной Рады, но в результате оказался в министерском кресле.

Кроме того, с Аваковым связывают и Лавренюка, который также работал в структурах МВД. В таком случае, Арсен Аваков становится самым влиятельным человеком в портовой отрасли, и способен контролировать коррупционные схемы и потоки. И с учетом того, что тот же Чалов и Ткачук являлись деловыми партнерами, крупных увольнений в Одесском регионе ждать не стоит.

lubimiygorod.od.ua

Добавить комментарий